Любитель полосатых кошаков (iunewind) wrote,
Любитель полосатых кошаков
iunewind

Category:

Поиграл в VR

Какое то время назад услышал про то, что в городе оказывается существует "VR клубы" и наконец то туда добрался.
К VR у меня был активный интерес еще несколько лет назад, когда первый девкит окулюса был только у редких разрабов и тогда я планировал по сути "купить как только выйдет". Но выходил шлем долго и я как то перегорел. Интерес был но особого желания прям щяс все бросить и бежать покупать - уже нет. Активно поспосбствовал этому небольшой опыт в виде аттракциона в какомто ТЦ где за 200р можно 5 минут посмотреть на какуюнибудь простую демку. Графоний у демки был слабый, но других проблем не помню.
Еще более активно поспособствовал китайский шлем, клон гугл кардборда. Это такое примерно 5-15 баксовое устройство с двумя линзами куда вставляется телефон. Датчики телефона пытаются как могут имитировать трекинг головы, В принципе, это очень дешевый способ получить самое общее представление - можно запустить простенькие игры или 360 видео посмотреть.
На самом деле, вопрос несколько спорный т.к. с одной стороны действительно похоже на настоящий шлем а с другой - примерно как судить о люксовом мерседесе проехав на раздолбанной шестерке. И похоже и в то же время того эффекта нет.

Вообщем, поиграв около трех часов в настоящем HTC VIve имею мнение, удивительно близкое к тому, которые слышал множество раз - эффект впечатляющий, но есть проблемы с разрешением и управлением.

Эффект
Даже меня, известную унулыю жопу не способную ничем сильно впечатлятся - довольно впечатлило. Степень погружения в игру намного выше. Даже то что я кинестетик хоть и мешало но не до такой степени чтобы полностью ломать кайф. Например не хватало ощущения подувшего ветра на коже когда в игре это происходит - глазами ты настолько внутри событий что реально неосознано ожидаешь ветра когда его видишь и слышишь.
Первое, что приятно удивило - точность вайвоских контролеров. Это прям фантастика какаято - луч невероятно точно повторяет движения руки, соверешнно неожиданный уровень качества. Ну т.е. сейчас те же аэромыши (в пультах к тв) совсем не новость и они довольно точные но вайвоский контролер уделывает их под орех. Может дело просто в другом хвате, не знаю, но стрелять из такой штуки - отдельная радость.
Собственно, это следущие, что ломает привычный тебе сценарий игры - стрельба руками.
Я начал в игру Arizona sunshine и считаю это очень удачным начальным выбором т.к. сразу же стали ясны многие отличия VR геймплея от обычного. Сама игра если смотреть просто с экрана - довольно примитивный линейный зомбо-тир с очень простеньким разнообразием в виде поиска в соседнем сарае очередного  ключа чтобы открыть дверь и идти дальше.



В VR это игра воспринимается совершенно иначе.  Первый час реально незаметно пролетел, потому что ты снова осваиваешь все как будто в первый раз. И все эти примитивнейшие действия типа одень пояс, насуй туда магазинов, возми пистолет, попади в башку зомби, обыскивай машины - они воспринимаются как жизненная ситуация т.е. вполне заходят. Примитивность игры видна но не раздражает а даже завлекает - в жизни мы берем вещи руками а не нажатием кнопок а в случае зомбиапока тебя больше всего интересует найти пуху получше и побольше патронов к ней насобирать.
При этом довольно бедная графика также не лезет в глаза - уровень детализации не очень но и разрешение не очень, изза сильной вживаемости довольно быстро перестаешь обращать внимание.  При этом надо стрелять руками и это отдельная классная механника - сразу становится понятно как же трудно попасть во чтото из пистолета дальше чем с 10метров. Но реально. При некотором везении. И это прям отдельный кайф. Особенно когда через некоторое время начинаешь стрелять с обоих рук довольно лихо.
Вообще Arizonf Sunshine имхо прям идеальная первая игра для VR - в меру простая, зомбиапок отлично подходит чтобы логично встроить в него наиболее комфортную и выигрушную под VR игровую механнику и темп, при этом она явно сделана довольно быстро и дешево. Win-win.
Сразу становится понятно, что в VR особенно выигрышно себя почуствуют игры из такого весьма спорного для обычного гейминга жанра как "симулятор хотьбы" (Gone Home) они же - простые квесты где упор на погружение в историю через исследование локации а не про пиксельхантинг. VR очень распологает к неспешному геймплею, в нем очень клево вертеть чтото в руках - я постоянно разглядывал пухи что в Аризоне что в Фоле ну просто потому что блин, ты их реально как настоящие перед глазами крутиш).

Через час игры начинает проявлять себя вторая неожиданность - я играл в игровой комнате стоя, это наиболее погружающий в игру вариант, ты все время крутишся ногами вместо использования джойстиков или чегото подобного. Но главное, стоишь и постоянно держишь на вытянутой руке джойстики. Да, через час начинает сказываться некоторая усталость. Банальная физическая. Даже просто стоять на месте тупо устаешь. Впрочем, действительно устал так что, уже явно захотелось сесть я только где то на трем часе - увлекательно же.

Передвижение в Аризоне было - "телепортами" - указываешь точку и жмешь, в радиусе примерно пары метров можно вот такими "прыжками" передвигаться. Это вторая основная проблема VR - управление. Идеального не бывает.
Точнее идеальное может быть в виде очень дорогой и громоздкой всенаправленной "беговой дорожки" под тобой - т.е. идешь ногами по виртуальному миру идя ногами в реальном. Но, понятно, эта механическая штука и ее мало где можно нойти. А любое движение джойстиком в вр если это не обыграно как, например, сидение в кабине - несколько ломает эффект. А главное - укачивает, как я читал.Т.е. если сам ты физически стоишь на месте а глаза тебе оч убедительно сообщают что ты кудато "плывешь" - мозг может реально поплыть и замутить. Аналогично, как пишут, влияют просадки производительности - если верчение башкой не сопровождать идеально быстрым откликом картинки - людй мутит.
Но меня, кстати, совсем нет. Я играл примерно три часа и не было ни намека на тошноту. Полезная обратная сторона унылой ничем не впечатляющейся личности. Впрочем, недостаток фпс я не тестировал - комп в клубе был на 1080, графика в обоих играх не передовая и фпс везде был запредельный.
Ну и я не склонен  морской болезни - никогда вроде за мной такого не замечалось. Так что даже просто слегка "вело" равновесие за все отыгранное время у меня всего пару раз. Но если стоять три часа, думаю, у меня пару раз немного "повело" бы и без всяких шлемов.

Второй игрой я попросил Fallout 4 VR чтобы заценить, как будет выглядеть и играться серьезная длинная игра. Тут во все поля проявилась проблема управления - в игре как раз плавное движение (но можно выбрать и телепортами) и по началу на гибридных HTC Vive контроллерах которые сочетают в себе сенсорный пад с крестовиной я постоянно шел не так и не впапад, постоянно "отлетал" и "прилетал" немного в сторону итд итп. Впрочем, в основном тут сказывалось непривычка к такому трекпаду т.к. даже просто полазить в менюхе пипбоя было целой проблемой с постоянными мискликами.
Но тем не менее - сходу активно показала себя эта неидеальность управления. Может быть както можно настроить, но моя игра была настроена, видимо, из предположения, что поворачиваться надо в основном ногами, а с пада - только на жесткие фиксированные углы от 30 до 90 градусов. Было выбрано 45 и это довольно грубое значение, т.к. почемуто в фоле крутится на месте не хотелось, хотелось поворачиваться уже именно с пада. 
Весь час проведенный в игре окончательно к такому управлению я не привык.
В фоле, кстати, всплыл и еще один логический косяк - стрельба большими пухами в то время как в руке ты держишь легкий контроллер. В аризоне я добирался максимум до узи и маленького одноручного дробовика, видимо оружие специально было в пистолетном формфакторе чтобы не ломать реалистичность. А в фоле "бля" из песни уже не выкинешь - это игра с большими пушками. Миниган, которым болтаешь на вытянутой руке ка будто он из пластика - это как то уже не очень. Прям просится добавить таким пухам ну хотябы инерционности.

И почемуто, незнаю почему, очень сильно в Фоле стала проявлятся большая проблема VR номер один - низкое разрешение. В аризоне я аналогично сразу ощутил эффект "немного недоведенной резкости" но вскоре перестал обращать внимание на графику а в фоле почемуто наоборот постоянно стало возвращаться дискомфортное впечатление нечеткости, недоведенности на резкость. Все время казалось что надо чтото немного подкрутить и станет классно. Но ничего не получилось - поправляя шлем можно добиться "чуть лучше" по центру но все равно казалось мало. Может быть сыграла какаято усталость но никакой усталости глазами сам я не чуствовал - стоило снять шлем и окружающим мир выглядел очень четко и никакого напряжения в глазах. А в шлеме снова этот эффект кривых линз.
Ребята сказали, что возможно эффект изза более низкого разрешения игры (т.е. может фол рендрет не в натив а меньше и потом растягивает). Но я отчетливо видел и косяк с линзами - если закрыть один глаз то на очень контрастных объектах типа текста сразу видно что углы тянет, причем с таким шлейфом за буквами в сторону экрана. И тянет тем сильнее чем они к краям обзора.

Короче, впечталения по фолу более неоднозначные. Во первых, мне на мышке с клавой там тупо комфортнее управлять - эдак на порядок и это очень весомый козырь. Во вторых - крутость фола в атосфере, в исследовании всех встречных данжей, плюшкиниском собирание всего барахла, в шастание по миру ну и попутном сюжете. Все это есть и без VR но, понятно, с VR погружение еще серьезнее.
С еще одной стороны Фол это игра минимум на 30 часов но если вы прошли ее за 30 это скорее всего не ваша игра. По хорошему там часов 100 и далее вплоть до в разы больше. Сидеть столько в шлеме - ну не знаю, насколько хватит даже хардкорного геймера. С одной стороны это отвал башки, с другой - то самое кособокое не очень удобное управление. Может быть к нему привыкнешь со временем но не уверен - например, я прошел TLOU и анча на плойке, наиграл сколькото в гта и дестени, признаю, что в геймпаде есть свой азарт но любить его больше мыши не стал даже близко - это по прежнему бесящее своей неэффективностью управлений и геймпад хорош в основном удобством игры лежа на диване. Плюс, конечно, азарт-челендж но это челендж немного убогий - типа тебе связали ноги вместе и ты вместо быстрого бега изо всех сил пытаешься упрыгать на скорость - есть свой фан и челендж но блять...

Шел я в клуб во много чтобы решить - купить все же себе этот шлем как давно хотел, или ну его. И пока не решив, все же склоняюсь к выводу, который опять же нередко читал раньше от подобных раскачивающихся ребят - лучше чутка повременить и взять следующее поколоение, в котором ну как минимум будет в полтора раза выше разрешение.
Низкое разрешение - это проблема, которую называют почти в каждом обзоре и я подтверждаю - не знаю, в разрешение тут дело (даже я со своим не лучшим зрение  немного различаю пиксельную сетку) или проблема куда серьезнее - в оптике, но проблема эта есть. Плюс производительность - VR сейчас это примерно как 4к гейминг - тот самый случай когда даже топовое железо обеспечивает всего лишь "минимальный уровень" нужной производительности. Ну т.к. там даже сейчас это 2 экрана по 1080х1200 и на каждом надо выдывать по 90 кадров.  А следующих шлемах разрешение поднимут. У меня, правда, топовый комп уже есть, но врядли графон в VR играх зарезан просто так. Нагляднее всего масштаб проблемы иллюстрирует плойка - если в обычных играх графика там вполне годная технческая (и  просто потрясная за счет крутости художников в проектах типа анча) то в VR шлеме все тоже самое резко проваливается кудато к уровню ps3 и ниже.
Сейчас, вроде бы, уже на подходе новые шлемы с улучешнным разрешением, и, кстати, еще и вроде менее требовательные к сетапу (не надо расставлять/развешивать в хате датчики) толи уже есть толи вот вот будут. Есть сомнения по поводу того не будет ли без этих баз хуже (очевидно, что трекинг с отдельно висящими базами можно сделать качественнее чем только с внутренними датчиками), но, впрочем, соньковский шлем обходится одной пс-камерой и вроде на трекинг никто не жалуется.

Ну и в любом случае - всем рекомендую сходить в подобный клуб и затестить VR и заценить. Как минимум о первом потраченом часе точно не пожалеете, разве что не повезет оказаться среди тех, кого прям сразу сильно тошнит. 
Tags: игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments