Любитель полосатых кошаков (iunewind) wrote,
Любитель полосатых кошаков
iunewind

Categories:

Об около-пиратском пиз#$же

Если бы я был блохером с постоянной аудиторией (или вообще с любой аудиторией) она бы знала, что моя любимая тема - это всевозможные пиздуны и лицемеры, особенно когда они публично обсираются.
Вот тут у прекрасного Алексея Макаренко очередной прекрасный ролик.



Тема для меня исторически интересная, т.к. будучи вечным "компьютерщиком" и вечным хотя бы немного, но геймером, все босоногое детство прошло под пиратским флагом, как оно потом оказалось. Ну т.е. сначала то, в 90ые, никаких вариантов других вообще не было. Причем изначально - чисто технически. У меня был старый добрый спекки на кассетах (самодельный, папа спаял) и я сомневаюсь, что в России хоть одна игра для ZX продавалась официально. Я даже не думал что они гдето както официально поштучно продаются а не сборниками по 5-7 на сторону. Это потом я узнал, что знаменитый Bill Gilbert из заставок половины игр - это подпись какогото хаккера.

В конце 90ых появился ПЦ и ПЦшные же игры. Всегда пиратские, т.к. даже на отдельную пиратскую игру денег хватало с трудом - по возможности предпочитались сборники. Двухдисковая пиратка была уже шиком. Я так и не поиграл в БалдурсГейт только потому, что она была на несколько дисках - позволить себе такое было уже какимто мажорством :).  Это я пишу с учетом того, что я тогда подрабатывал, хихи, продавцом пиратских дисков на нашем самарском микро-аналоге "горбушки" - местом называемом "Книжный рынок". Платили там мало (как, впрочем, и везде студентам) но была потрясная киллер-фича доинтернет времен - доступ к этим самым дискам. Долгое время в России вообще даже не совсем осозновали, что все игры, фильмы и музыка у нас продаются исключительно в виде пиратских копий. Были только такие и никому в голову не приходило, что может быть как то иначе. Разумеется, люди видели "кракеры", "патчеры", текстовики с серийниками и прочим, но все это было всегда и как то прекрасно уживалось в голове - ну просто вот так существует софт. Даже когда приходило понимание, что где-то этот софт продается иначе, чем 5 программ уровня 3d-max на одном диске за 70р - это было где-то в зазеркалье. Другой реальности кроме массового пиратства на территории экс-USSR не знали так что и никакого ощущения, что делаешь чтото не так тоже не было.
Да и появится не могло. Стоимость лицензинного софта была для нас космической. Даже пиратский сборник который шел по цене, что называется, "просто диска" - это уже было ощутимо по деньгам, несмотря на цены уровня пары долларов. О покупке 3d max за 3-5 тысячь долларов можно было говорить разве что в юморном ключе - деньги для простых смертных той эпохи были совершенно невероятными.  Однако, где то в районе 2000ых и далее начался некоторый перелом. Возникали отечественные фильмы выходящие в прокат и в продажу на видеокассетах а позже на DVD. Выходят и отечественные игры. Пока массово пиратилось зарубежное и прибыль недополучали где-то там, в России это практически никого не трогало. Однако, когда страдать начали местные производители, они начали борьбу за свой кошелек. И сразу же началось мое любимое - массированный огонь из всех орудий не чурающийся "некоторых преувеличений" и даже просто откровенного вранья.
Думал, что уже не найти, но к счастью, интернет многое помнит: фотка наиболее запомнившейся мне рекламы лицензионных продуктов того времени:


Чем запомнилось? Да впервую очередь наглейшим пиздежом: нарисована очевидная метафора в виде ржавой и страшной циркулярной пилы, использование пиратки громко названо "ЭКСТРИМ"  а первым пунктом списка причин идет "может привести К ПОЛОМКЕ компонентов вашего домашенго кинотеатра!".
С одной стороны, переживающие за свой кошелек издатели верно оценили, что взывание к совести тогдашней аудитории врядли вызовет достаточно отклика. Напугать - оно поэффективнее будет. С другой, громко объявляя себя благородными борцами со всем плохим за все хорошее, борцуны тут же, не сходя с места спускаются по аморальности до уровня пиратов т.к. начинают свою священную войну с откровенной лжи. Видимо, цель оправдывает средства.
Как по мне - скорее становится понятно, что никаких иных мотивов кроме жажды наживы за благородными лозунгами не содержится и дальнейшее взывание к совести выглядит фальшивым и даже возмутительным. Какая, бл#дь, совесть, вы только что нагло врали.
Собственно, в этом и смысл поста - некоторое отделение мух от котлет. Дело в том, что разрабатывают игры, софт итд, собственно, разработчики. Снимает фильмы съемочная группа. Пишут музыку - музыканты. А вот продает это все некая совершенно другая структура, которая обычно называется "Издатель". Это образование - коммерческое предприятие какого-то человека, который однажды понял, что создавать продукт и продавать его - дело весьма рисковое. А вот издавать чужое - намного надежнее и прибыльнее.
Собственно, именно издатели всех мастей и калибров на всем протяжении новейшей истории борьбы с пиратством и занимаются "боевыми действиями" а также наиболее одиозно врут.  Первый слой лицемерия наиболее показателен - Издатель во всех этих войнах (вспомним, например, напстер) - всегда защищает СВОИ довольно банальные шкурно-финансовые интересы и при этом всегда выставляет ситуацию так, как будто защищает он несчастных обижаемых разработчиков. Как правило, риторика издателя так ловко формулируется, как будто все вопли идут от, собственно, авторов контента. Хотя по факту это не совсем так - безусловно, доходы разработчиков напрямую зависят от доходов, которые приносит их продукт (впрочем, сильно по разному) но почти всегда вопящий - это такая финансовая прокладка, которая просто наибольший выгодопреобретатель этих воплей а на самих авторов контента ей, по большему счета, наклость - историй, когда издатели, весьма вольно обращаются с разработчиками за годы накопилась масса.
Тут нельзя сказать, что издатель это обязательно демон, его вклад в рождении продукта нулевой итд. Нет. Речь про лицемерную рекламу, где вопит и взывает к совести публики (или требуя кровавых мер от властей) издатель но прикрывается он личиной разработчиков и делает вид что беспокоится о бедных несчастных детях авторах. Хотя издатель тут просто бизнесмен и все что его волнует - навар с этого контента, который пираты урезают. 
Те же музыканты, к слову, довольно честно очень спокойно относятся к массовой "пиратской" циркуляции своих песен. Им это понятно (они слушали также в юнности) и им это приятно. А денег они предостаточно подняли на легальных продажах и на концертах. Это не отменяет наличие ярых копирастов и среди музыкантов но на сколько я помню многочисленные сообщения - очень много именно лояльного и спокойного. Что логично - творческим людям слава может быть важнее денег. Тем более что настоящая слава почти наверняка как нибудь конвертнется и в деньги.
Тут правда, что хорошо музыкантам уже не очень работает с кино и программами, включая игры.

Второй мой любимый одиозный звездеж издателей в таких случаях - это феерическое преувеличение масштабов проблемы и ущерба. Типичный метод оценки потерь издательствами такой: каким либо образом собираем по всем углам интернета примерно число нелегальных скачек. Умножаем на цену продукта. Громко вопим про квадрилионы неполученной прибыли которые, по сути, уничтожили пираты. Ужос-ужос. Очевидная бредовость такого подхода в очередной раз рождает вопрос - вы правда держите мир за полных идиотов? А если держите - правда верите, что откровенно врать это хорошой метод для убеждения людей поступать правильно? Как по мне, так наоборот.
Очевидно, что "скачать бесплатно" совсем вообще ни разу не равно "купить за деньги". Очень много чего люди охотно возьмут бесплатно. И это совсем не означает, что они это купили бы, не будь возможности "взять бесплатно".
Все адекватные люди всегда про это говорят но долгое время риторика шла в "безответных" форматах, типа сообщений в бумажной прессе.
ЧСХ, с приходом интернета вроде как случилось и некоторое оздоровление - совсем уж откровенно врать, выдумывая по сути из ниоткуда фееричные цифры ущерба стали пореже, откровенно врать а ля картинка с пилой - тоже. Пришлось ограничиться правдой - например можно пугать юзверей, что пиратская продукция заражена вирусами. Тут всего лишь надо так сформулировать, что бы формально не наврать но чтобы у плохо разбирающегося в теме человека возникло ощущение, что опастность рядом. Хорошо разбирающиеся и так знают, что такое хоть и случается, но при небольшом опыте вероятность ничтожная.

И вот прикольное сообщение из ролика, в очередной раз подтвержающее про извечный пиздеж - Макаренко упоминает среди прочего, что (как и ожидалось адекватными людьми) наличие невскрываемой защиты (т.е. то самое отсутствие возможности взять на халяву) вообще ни разу не повышает продажи. Ну т.е. для инди-проектов - просто никак не сказывается, а для ААА наверное както повышает но уровень явно и близко не тот, который любили рисовать завравшиеся бизнесмены.
Дело в том, что игр - сотни. Это только интересных а не всех подряд. Просто посмотреть их все уже не хватает времени. Так что те, кому лишь бы во чтото играть - всегда найдут во что. Если у тебя нет денег - все равно всегда найдешь во что. Если ты игры покупаешь - на интересную игру ты их найдешь. Если ты игры не покупаешь и интересная игра почемуто недоступна на трекере - ну ты просто поиграешь во чтото другое интересное, а там глядишь и эту взломает а если нет - ну сотни же игр.
Конечно, есть какойто процент людей, которые очень хотят новинку, но покупать ее за фулпрайс не будут (иногда это жадность, иногда - ну реально нет на это денег). Но как всегда и говорилось - очевидно, что таких людей не слишком много, и нельзя просто про все скачанные с торрентов игры, фильмы и прочее говорить,что это все - упущеная прибыль. Как выясняется, упущенной прибыли там было чуть-чуть.

Разумеется, издатели не перестанут врать. Ведь как известно, "нет того преступления, на которое не пошел бы...".

з.ы. на всякий случай уточню, что я не считаю издателей демонами и прочим. Издатели сейчас часто являются по сути "истинными" создателями этих самых продуктов, т.к. дают деньги и нанимают команду, которую потом курируют. В этом смысле слова издателя уже не так лицемерны. Но рассказ в посте именно про лицемерные и наиболее одиозные перлы бизнесменов, которые защищая в первую очередь свою прибыль делают вид, что это они за добро борятся.

Tags: #дь, игры, лытыдыбр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments