Любитель полосатых кошаков (iunewind) wrote,
Любитель полосатых кошаков
iunewind

Categories:

Heavy Rain 10 лет спустя

Есть такой товарисч, Дэвид Кейдж, который в своей студии "квантовые сны" когда то пересоздал жанр квеста, скрестив его с интерактивным фильмом и "симулятором ходьбы" как это сейчас называют. В обычный квест он добавил динамику, т.е. обычный "медленный жанр" оживил вставкой элементов во время которых надо было сделать что то быстро, да еще добавил экшен-элементы работающие через quick-time events - тогдашнюю гениальную находку заключающуюся в необходимости быстро прожимать кнопки во время каких то динамичных эпизодов в неспешном. Получалось одновременно быстрое зрелищное действо и при этом все еще квест или интерактивное кино. Первая игра в этом новоиспеченном жанре - Фаренгейт, взорвала чарты, став по мнению многих изданий игрой года итд итп.
Через пять лет, в 2010ом, КвантикДримс уже под крылом сони выпустила аналогичную игру уже следующего поколения в виде эксклюзива на пс3. И этот экз стал одним из самых главных, самых именитых эксклюзивов сони - наравне с серией анчартед (при том что, забегая вперед, Кейджу до анчартеда - как до луны пешком, если честно).
У "Ливня" так сошлись звезды, что это был 1) эксклюзив платформы во времена, когда консольные срачи были особенно горячи 2) не просто срачи, а сама пресса как минимум в России (может быть стараниями буквально единичных людей но тем не менее) имела к консолям изрядно трепетное... вообщем особое отношение 3) у игры были объективные плюсы - это был очень необычный жанр, качественно представленный тогда буквально одной игрой - тем самым Фаренгейтом 4) новая история была завернута в довольно стильную оболочку нуар-детектива-триллера с элементами драмы и всего подряд. 5) для того момента, столь много "драмы" в компьютерной игре было еще в новинку, и хевирейн была одной из игр, про которую всегда упоминали в разговорах о том что игры, это теперь совершенно полноценное визуальное искусство наравне с кино.
Вообщем, к чему я веду: к тому что HeavyRain стал одной из икон консольного обожания, одной из игр, которыми фанаты PS3 тыкали в нос плебсу с пк или х-бокса, игра, которую везде называли гениальной, божественной итд итп.
Игромания, например, выставила игре 10/10 которые там выставлялись раз в пятилетку.
Спустя 6 лет игра вышла переизданием для пс4, а спустя еще 4 - вышел и порт на PC. И что забавно пресса почему то уже не горела желанием писать кипятком на шедевр Кэджа.
ПС4 у меня валяется лет 5, но примерно с 2016ого когда я купил великолепный Uncharted4 я ее почему то отложил (вместе с анчем брошенным на середине игры, как и с гта5, тогда это был экз). Сейчас, после разных бытовых изменений а еще с целью снизить нагрузку на "кликательный палец" я снова перебрался на диван. Первым дело я благополучно перепрошел и закончил Uncharte4 и это одна из лучших игр что я играл, однозначно лучшая и однозначно самая красивая в своем жанре - с отрывом. Да, на древней пс4 с железом соответствующим примерно пятилетней давности ПК - просто за счет уровня художников и геймдизов NaughtyDog сделали абсолютный шедевр, непревзойденных до сих пор. Даже по графике я бы дал этой игре первое место. Прости Метро-Исход но там, где у тебя 5 красивейших уровней в Анчартед их около 10и.
По прошествии анча, и ожидание пс5 я закупился новой партией игр которые сейчас на авито к пс4 можно купить по дешовке. И первой игрой оказался ХевиРейн. К сожалению, я когда то "прошел" ее на ютубе будучи уверенный, что до плойки не доберусь. Ну до пс3 действительно не добрался но вот на пс4 сложилось. Так что тут я немного пострадал от собственной любозначительности ))
При этом я смутно помнил какие то жалобы на управление даже от поклонников.
К сожалению, худшие опасения оправдались. И ХевиРейн оказалась еще одной консольной игрой, которую гораздо лучше пройти на ютубе чем играть самому.
Потому что на ютубе остается то немногое, что хорошее есть в этой игре (история) и пропадает многое из того г-на, чего в ней предостаточно. А когда сам играешь - акценты смещаются на обратные.

Самый главный пиздец - это управление. Тут просто клинический случай. Квантикдримс пытались как можно сильнее погрузить в историю, и еще с "фаренгейта" на это у них работал такой трюк с большим количеством бытового интерактива - ты постоянно делаешь всякие мелкие бытовые действию в ручную - ну там чай налить, свет выключить, на часы посмотреть. Все это пытаются сделать разнообразными движениями - чтобы ты не на одну кнопку "действие" тыкал а все время чтото разное. В "Ливне" систему доработали до постоянных жестов стиками. Этого показалось мало, и даже передвижение игрока сделали очень нетрадиционным - чтобы герой пошел надо зажать курок и противоположным стиком задавать направлением. Вместо просто нажатий кнопок впихнули сразу четыре варианта - просто нажать, нажать и держать, быстро нажимать и "медленно доводить". А еще трясти геймпад ну потому что сони сделали такую фичу не подумав, что найдутся дебилы типа квантикдримса, которые начнут юзать это не один раз за игру как у здоровых людей а постоянно, как и положено дебилам-импотентам.
В QTE моментах все это надо делать еще и наскорость.
Идея была хорошая - погружать игрока, т.к. от бытовухи с подниманием упавших бумажек плавно переходишь к сюжетным вещам. Постоянный интерактив тут должен глубже затаскивать в историю, ты не тупо лежишь на диване отвлекаясь на телефон а постоянно участвуешь - именно этим чисто сюжетная и кинематографичная игра отличается от, собственно, просмотра недорого сериала (чем игра может казаться если смотреть на нее со стороны) .
К сожалению, гениальная реализация на практике воспринимается примерно так: отрезаем игроку ноги, ставим его на ходули "что бы было необычнее и интереснее ходить"! профит! (нет).
Система, конечно, работает на погружением но большую часть времени больше работает на выбешивание или просто тупое раздражение. В QTE начинается форменный пиздец т.к. тупо непонятно иногда что именно нажимать, и они все тупо фейляться, раз за разом. Ну т.е. рисунок "жми влево" - жмешь влево а оно не засчитывает. Хз почему. Игра добивается одного единственного эффекта - очень хочется найти Дэвида Кейджа и кинуть геймпад прямо ему в физиономию. И бить пока деньги за диск не вернет.
Для справки - я тут не совсем просто так упомянул Uncharted4 т.к. там, как и во многих других играх после "Фаренгейта" тоже есть моменты с QTE и где то надо потрясти геймпад. Вот только там сделано в меру и как надо и не раздражают а в ХевиРейн - просто какойто пиздец. Т.е. там проблем не было вообще ни разу за всю игру. А тут, в чисто QTE игре, где, казалось бы, они должны быть вылизаны до блеска - они представляют из себя какой то п-ц.
Вместо того, чтобы доставлять удовольствие, все элементы реализованы как в китайской копии нормальных игр. Например через 5 часов игры я все еще не понимаю, почему в QTE некоторые нажатия не засчитываются и QTE проигрывается. Я не так жму? У меня джойстик тупит? Или это глюки? И мне совершенно не хочется переигрывать чтобы выяснить - хочется разве что еще раз врезать джойстиком по морде тому, кто это сделал.
По графике игру бить наверное не стоит - все же 10 лет это срок, а что для переиздания никто не потрудился подтянуть графон - ну так то норма, это же не ремейк.
По сюжету - тут на самом деле уровень неплохого сериала про детектив-триллер, где сюжет очень пыжиться изобразить из себя невесть что. Иногда выходит, чаще нет. Игра перегружена той самой "бытовухой" для "погружения" и иногда оно ок а иногда начинает раздражать - управление то тупое, плюс сам процесс неторопливый. В сценах игры с ребенком, например, тупо заебывает ждать, когда игра зачтет необходимое число активностей чтобы сюжет наконец то сдвинулся. С учетом, что далеко не всегда сходу понятно что делать, и не всегда сходу получается сообразить _как именно сделать то что игра хочет_ чтобы ты сделал - тоже раздражает. Война с камерой - это вообще обычное дело. Пытаясь насочинять кинематографических планов постоянно имеем ситуацию что не можешь быстро сориентироваться В ОДНОЙ КОМНАТЕ! В одной, Карл! Вот настолько плохо ради не слишком удавшейся "киношности".
Тем не менее, если сразу стиснув зубы и принять совершенно колченогое управление - за счет сюжета можно это пройти, тем более у игры есть свое достоинство и в плане ловкого зигзага в сюжете к которому многие оказывались действительно не готовы, и к чисто игровому достоинству - нелинейности. Ну по хорошему нелинейность здесь весьма ограниченная - никаких параллельных веток, конечно, нет. Тем не менее, в игре есть, например ситуация (микросплойер) когда ты убегаешь из полиции и можно убежать, а можно не суметь (проиграв QTE) и тогда будет еще один уровень уже в участке. А если убежишь - не будет. Есть и аналогичные места где можно как бы "проиграть эвент" но "отыграться" в следующей сцене или не отыграться и это скажется на концовке. Особый шик Хевирейна (и вообще это фишка квантикдримов) - просто куча концовок. Т.е. в зависимости от того, как успешно игрок проходил игру, в отдельных ключевых главах меняются финал. От оптимистичных до жутко депрессивных. Всего там вроде 18 концовок но это немного лукавая оценка - в игре несколько ключевых персонажей и в эпилоге покажут историю каждого, кто дожил (и обычно упомянут кто не дожил) - соответственно в одно прохождение вы обычно смотрите сразу несколько "концовок". Что то аналогичное было за долго до Кейджа например в Фаллаутах (только там показывали судьбы населенных пунктов) но все равно это, конечно круто и как раз такое являлось одним из ключевых факторов дикого фанбойства по поводу игры - когда смотришь на ютубе какие разные получаются концовки возникает своеобразное "вау". Оно не совсем справедливое, т.к. реальная вариативность очень небольшая - но тем круче Кейдж - малыми ресурсами добился ощущения большого разнообразия.
Но в целом, игра на самом деле не тянула на 10ку даже тогда. 10ка - это шедевр (как анч) а тут слишком сильные проблемы управления не считая изрядной субъективной крутости самой истории. Сейчас же это от субъективных 8/10 если очень зашло сюжетом, до 4-5 если не зашло.
Игра стала презабавным феноменом, когда на выходе ее окрестили гениальным шедевром, а через Х лет, выходит переиздание-порт и вдруг выясняется, что журнализды были немножечко упоротые фанбои и оценки выставляли с изрядной форой по поводу того, что игра - эксклюзив их любимой консоли. Аналогичные истории потом случались не раз, особо часто достается нинтенде, где, например РЕ4 превозносили просто до небес - хотя это во многом похожая игра где действительно крутые элементы, например, сюжета и атмосферы сочетаются с таким же проблемами управления. Последующий порт игры вызвал заметно более "сдержанную" реакцию. Но самая показательная история была с ZombiU на Nintendo WiiU где довольно посредственной игре ставили высокие оценки ну потому что это Нинтендо. Последующее переиздание на других платформах имело выраженно более низкие оценки хотя прошло всего 3 года (в случае с RE4 был 6и летний лаг, игра успела заметно устареть, но в случае с зомбиЮ на это уже не спишешь). Вообщем, есть такое явление, когда игроки, кажется, немного завышают оценки игре просто потому, что она - эксклюзив их любимой консоли. И журналисты-игроки тут не исключение.

Но вернемся к "Ливню". Вообщем, все таки попытавшись найти какие-то внятные советы по управлению (главное - все QTE делаются только _правым_ стиком) я нашел некоторые отзывы про то, что люди играют в 2019ом и в восторге от игры. Ну т.е. хватает и отзывов типа моего, но изрядное количество - прям суперских впечатлений.
И я вспомнил, как когда то году в 2004ом каким то макаром запустил демку того самого Farenheit и как дико она мне зашла - все эти фишки с интерактивом волшебным образом работали, нравился сам симулятор снижения стрессового состояния бытовой мелочевкой. И еще я помню, что это оказалось ужасной ошибкой, тем более нелепой что ну блять, я за всю жизнь запустил демки может трех игр, включая ту. Она дико зашла и я прям очень жалел что нельзя поиграть дальше. Но когда через год я играл в полную версию фаренгейта... она совершенно не зацепила. Оказалось, что фишка с "бытовым интерактивом" сработала один раз а потом, видимо все, эффект новизны пропал и не цеплял. В результате, игру я бросил гдето на середине - настолько стало скучно.
И вот, спустя много лет я читаю как людей до сих пор торкает и немного завидую.
Tags: игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments